Выкуп товаров и перевод денег за границу от 1,95% Подробнее
Любые грузы
из Европы
Подробные консультации по телефону
8 800 550-27-79
пн-пт 9:00-17:00
Просчёт доставки

3 года грузоперевозок в эпоху санкций: что сейчас везут из Европы?

16 Апр 2025

С момента основания компания ПВ Бридж специализировалась на организации грузоперевозок из Европы. Более 15 лет опыта работы на международном логистическом рынке позволили нам выстроить устойчивые цепочки поставок и глубоко понять потребности российского бизнеса. Именно поэтому мы особенно остро ощутили влияние всех пакетов антироссийских санкций, вводимых с февраля 2022 года, – как на операционном, так и на стратегическом уровне.

Санкционное давление потребовало оперативной адаптации: пересмотра маршрутов, расширения круга контрагентов и глубокой трансформации логистических схем. Удлинение путей доставки, необходимость использования обходных каналов и изменение механизмов расчётов привели к росту стоимости перевозок, изменению графика поставок и перераспределению товарных потоков.

В данной статье мы рассмотрим, какие товары и услуги остаются приоритетными в условиях санкционного давления и как транспортно-логистическая компания ПВ Бридж адаптировалась к новым экономическим реалиям.

Как изменилась логистика после 2022 года

Одним из ключевых ударов по логистике в первый год санкций стало отключение российских банков от SWIFT и ограничение доступа к европейской финансовой системе. Однако бизнес быстро адаптировался – началось массовое открытие дочерних компаний в странах СНГ, что позволило продолжать международные расчёты и заключать внешнеэкономические контракты.

Хотя в 2022 году доставка грузов из Европы в Россию оставалась относительно стабильной — грузы шли транзитом через Казахстан и другие страны ЕАЭС, уже тогда началось активное освоение восточного направления. Турция, с её развитыми транзитными возможностями, стала основным мостом для обхода санкций. Через неё начала осуществляться легальная доставка санкционных товаров из ЕС в Россию, однако высокая нагрузка на турецкие порты привела к заторам и значительным задержкам на таможне – время оформления грузов увеличилось в несколько раз и логистическим операторам пришлось искать альтернативные решения по оперативной доставке грузов.

В условиях роста издержек и нестабильных сроков доставки из Европы в 2022–2023 годах многие логистические операторы, включая ПВ Бридж, переориентировали часть потоков на Китай, существенно увеличив объёмы перевозок из азиатского направления. Китайские товары стали временной альтернативой: благодаря более доступным ценам и стабильным логистическим маршрутам бизнес смог оперативно закрыть часть потребностей и оптимизировать издержки. Однако опыт быстро показал, что китайская продукция, особенно в сегментах промышленного оборудования, станков, техники и высокоточного оборудования, не способна полноценно заменить европейские аналоги.

Несовместимость стандартов, более низкий уровень качества и сложности в интеграции китайских компонентов в существующие производственные процессы стали серьёзным ограничением. Осознав это, ПВ Бридж приняла стратегическое решение сосредоточить усилия на восстановлении и развитии европейских логистических направлений, в том числе через альтернативные маршруты и специализированные схемы поставок.

Санкционный контроль ужесточается

С 2023 года страны ЕС и их партнёры сосредоточили усилия на контроле реэкспорта товаров в Россию через третьи государства. Особое внимание уделялось Казахстану, Киргизии, Грузии, Беларуси, Азербайджану и другим направлениям, активно задействованным в альтернативной логистике после 2022 года. В условиях растущего давления со стороны западных регуляторов указанные страны ввели дополнительные меры по контролю транзита и таможенного оформления. Это было связано с желанием стран СНГ минимизировать риски вторичных санкций и сохранить доступ к международным рынкам.

Ранее в Казахстане широко использовалась схема, при которой груз формально предназначался для внутреннего рынка, но фактически направлялся в Россию. Такая практика позволяла снизить издержки и сократить сроки доставки, однако с 2023 года она утратила актуальность из-за роста правовых рисков. В случае выявления попытки обойти санкционные ограничения возможна конфискация груза, штрафы, блокировка внешнеэкономической деятельности и иные санкционные меры.

Аналогичная динамика наблюдается и в Киргизии. Открытие торговых компаний для проведения расчётов и транзитной доставки стало неэффективным: изменения в законодательстве страны требуют обязательного таможенного оформления товаров на территории Киргизии. Только после завершения этой процедуры возможно формирование нового экспортного маршрута в Россию, что существенно увеличивает логистические затраты и сроки поставки.

Дополнительные сложности связаны с финансовыми расчётами. После наложения санкционных ограничений в банковском секторе российские импортёры начали активно открывать юридические лица в Сербии для продолжения работы с европейскими поставщиками. Эта схема позволяет осуществлять платежи и закупки, однако имеет ряд ограничений: груз зачастую необходимо растамаживать в Сербии либо оформлять документальную перепродажу на транзитном складе. Такие операции требуют дополнительных расходов и не исключают риска отказа в экспорте товаров в Россию. И в 2025 году ПВ Бридж регулярно получает запросы от российских клиентов, сталкивающихся с проблемами при вывозе грузов с сербской территории — что подтверждает сохранение популярности и одновременно проблемности данной схемы.

Турция, ранее выступавшая в роли ключевого транзитного узла, также с 2023 года сократила участие в перевозках санкционной продукции. В условиях риска вторичных санкций турецкие операторы начали отказывать в транзите грузов. Это вынудило логистические компании перераспределить маршруты и открыть новые юридические структуры за пределами СНГ — в том числе на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Дополнительно страны Евросоюза начали вводить собственные меры контроля, блокирующие реэкспорт продукции через ЕАЭС.

Как адаптировалась к санкциям компания ПВ Бридж

Первые месяцы после введения ограничений были временем неопределенности, когда мы наблюдали за развитием ситуации и активно искали пути для продолжения доставки грузов из ЕС в Россию с соблюдением законодательств обеих сторон.

Однако даже в условиях жёстких ограничений ПВ Бридж продолжала доставку грузов из стран ЕС благодаря наличию зарубежных представительств и глубокой экспертизе в документальном сопровождении сделок. Так в 2022 и 2023 годах основными направлениями перевозок оставались Германия, Италия, Франция, Испания и Чехия. Также нам удалось отследить спад спроса на товары из Прибалтики, что объясняется как активной санкционной позицией этих стран, так и закрытием ряда таможенных пунктов пропуска.

Российский экспорт: тенденции и ограничения

В 2022 и 2023 годах объем экспорта из России в Европу был значительно ограничен по сравнению с до санкционным периодом. Основным направлением экспортных перевозок были лесопромышленные товары, включая бревенчатые стенокомплекты для рубленных домов, бани и сборные деревянные конструкции. Хотя мы также получали запросы на транспортировку оборудования и корпусов для отопительных котлов, их доля была незначительной. В 2024 году количество запросов на организацию грузоперевозок из России в Европу существенно сократилось, но такие случаи были, например, осенью 2024 года мы организовали доставку буровых запчастей в Германию.

Снижение спроса на российские товары обусловлено жесткой позицией Европейского Союза, который не поддерживает товарооборот с российскими компаниями. Европейский бизнес предпочитает отказаться от сотрудничества с российскими поставщиками, даже если это приведёт к переплате за альтернативные продукты.

Актуальные грузопотоки в 2024 году: оборудование, запчасти, техника

В 2024 году одним из ключевых трендов устойчивый рост импорта производственного оборудования и запчастей из стран ЕС. После попыток замещения европейской продукции китайскими аналогами, многие российские предприятия начали возвращаться к привычному качеству — особенно в сегментах, где надежность критична. Можно выделить и другие причины:

  • Износ существующих технологических линий на российских предприятиях;
  • Ограниченная доступность совместимых комплектующих на внутреннем рынке и в СНГ;
  • Несовместимость китайских деталей с европейским оборудованием, ранее установленным на крупных российских производствах.

Также наблюдается рост интереса к б/у оборудованию из Европы. Высокое качество в сочетании с более доступной ценой делают такой вариант особенно привлекательным. Например, подержанный станок с немецкого завода может обойтись вдвое дешевле нового, сохраняя при этом необходимую точность и функциональность.

Помимо промышленного сектора, значительно увеличился спрос на сельскохозяйственное и строительное оборудование – как новое, так и бывшее в эксплуатации. Российские аграрии активно ищут доступные поставки тракторов, комбайнов, экскаваторов и другой техники из Европы.

География грузов: что и откуда мы везём

Какие грузы мы доставляем из Германии?
Германия продолжает оставаться ведущим поставщиком промышленных товаров для России среди стран Европейского Союза. Наши клиенты активно обращаются с запросами о помощи в приобретении разнообразной техники, запчастей и химических материалов из Германии.

Основные товары, импортируемые из Германии в Россию:

Какие грузы мы доставляем из Италии?
Италия – стабильный источник как промышленных, так и потребительских товаров. Мы предлагаем доставку практически любого товара, разрешенного к импорту в Россию.

Основные товары, импортируемые из Италии в Россию:

Какие грузы мы доставляем из Нидерландов?
Нидерланды занимают ведущие позиции на мировом рынке благодаря объему производства сельскохозяйственной продукции, включая фрукты, молочные изделия и цветы, особенно тюльпаны.

Основные товары, импортируемые из Нидерландов в Россию:

  • Растения и саженцы;
  • Ароматизаторы;
  • Теплицы;
  • Оборудование для сельского хозяйства;
  • Продукция химических предприятий;
  • Мелкая бытовая техника.

Какие грузы мы доставляем из Испании?
Испания занимает одно из ведущих мест в экономике Европы, активно развивая экспорт сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности.

Основные товары, импортируемые из Испании в Россию:

  • Двигатели, насосы и другое техническое оборудование;
  • Спортивное оборудование;
  • Одежда и обувь;
  • Химическое сырьё;
  • Косметическая продукция;
  • Продукты питания: фрукты, овощи и оливковое масло.
  • Ткани и текстильные полотна.

Какие грузы мы доставляем из Польши?
Польша является важным игроком на международной торговой арене. Страна активно экспортирует широкий спектр продукции, удовлетворяя потребности различных рынков. В последние годы наблюдается стабильный рост объемов экспорта автозапчастей и технического оборудования от польских производителей.

Основные товары, импортируемые из Польши в Россию:

***

В условиях санкционных ограничений продукция европейского происхождения продолжает пользоваться высоким спросом. Безусловно, санкционный режим кардинально изменил структуру международной логистики, сделав каждую поставку более сложной, но и более ценной с точки зрения компетенций. За последние годы компания ПВ Бридж не просто адаптировалась к новым условиям — мы превратили вызовы в возможности.

Гибкость, международная инфраструктура, глубокое понимание регуляторной среды и индивидуальный подход к каждому клиенту позволили нам сохранить стабильность и обеспечить бесперебойную доставку грузов даже в наиболее турбулентные периоды. Мы с гордостью сообщаем, что в 2024 году нам удалось доставить 100% грузов до их получателей.

Опыт компании ПВ Бридж доказал, что в условиях ограничений особенно важны надёжные партнёры, прозрачность процессов и умение быстро реагировать на изменения. Мы продолжаем развивать логистические решения, соответствующие реалиям текущего времени, помогая российскому бизнесу не терять связи с европейским рынков и находить оптимальные пути для дальнейшего роста.