Компания ПВ Бридж продолжает фокусироваться на европейском направлении несмотря на постоянно меняющуюся (ухудшающую) ситуацию.
Зимой, показалось, что ситуация стабилизировалась, и какое-то время можно будет работать в таких реалиях, к которым уже начали привыкать, но весной пробудилась не только природа, но и Европа – вновь, по полной, включившись в санкционное противостояние.
Новая волна началась с 13-м пакетов европейских санкций принятым 23 февраля 2024, который, вроде бы, уже ничем и не грозил (грузоперевозчикам), ведь, казалось, запретили уже всё, что было можно, но, тут, Европа, вдруг, сообразила, то что было давно очевидно – санкции никакого видимого урона экономики России не наносят, и грузы, как попадали в Россию, так и продолжают в неё попадать. И ЕС начал концентрироваться на борьбу с обходом санкций.
В практической плоскости результаты этой борьбы проявились уже в начале весны, когда в Польше, 23 марта, ввели новые требования для грузоперевозчиков, которые очень серьёзно сразу же отразятся на логистике!
Самым главным документом в новом пакете стало требование о наличии заявления от производителя товара о том, что производитель знает, кто является продавцом и кто является производителем товара. Так же производитель знает, кто является конечным потребителем, и что это не компании из России.
Само по себе получение такого документа достаточно проблематичное дело, особенно у больших корпораций, кроме того требование было введено без предупреждения, и, естественно, это привело к коллапсу на границе – фуры разворачивались почти стопроцентно. Кроме того, само требование такого документа, по сути, закрыло дорогу грузам через Польшу. В том числе и не санкционным.
А тут и Литва, которая и так не очень охотно выпускала грузы со своей территории (достаточно было простого подозрения в том, что груз идёт в Россию, чтобы фуру развернули) решила с 1 марта закрыть два из 4-х переходов, что ожидаемо привело к коллапсу на границе уже в Литве, и очереди, и так немаленькие, растянулись на десятки километров осложняя и без того сложный процесс доставки.
12 апреля Совет ЕС утвердил директиву, которая вводит уголовные наказания за нарушение и обход санкций. Нарушителей будут штрафовать, а в отдельных случаях им будет грозить лишение свободы.
Это означает, что во всех странах ЕС будут считаться уголовными преступлениями такие действия, как помощь в обходе запрета на въезд, торговля находящимися под санкциями товарами или осуществление запрещенной финансовой деятельности. Кроме того, уголовно наказуемыми станут поощрение, пособничество и склонение к нарушению санкций.
А 9 мая страны Балтии, Польши и Финляндия подписали в Вильнюсе совместное соглашение, целью которого является усиление и унификация мониторинга санкций ЕС против России.
В соглашении подчеркивается усиление единого санкционного контроля, важность обмена информацией и скоординированных мер по вмешательству в нелогичные транспортные маршруты. Соглашение также предусматривает совместные действия в отношении обязательств, налагаемых на производителей и экспортеров товаров, например. относительно представления дополнительной документации, а также перечисления иных действий, направленных на предотвращение уклонения от санкций.
И это кроме того, что Прибалтийские государства, Финляндия, Польша и так сознательно саботируют прохождение грузами границ, что растягивает ожидания на 10 и более суток, а это огромные очереди. Моментами, на единственном действующем на данным момент польско-белорусском переходе в районе Бреста, очередь растягивалась на 40 и более километров, что становится проблемой уже для местного населения и что, потенциально, может привести к полному закрытию границ (в интересах местных жителей).
Всё это ведёт к естественному подорожанию грузоперевозок из Европы: маршруты через Турцию в разы дороже и длиннее, простои на границы тоже фактор имеющий значение – кроме того, количество фур скопившихся на границах создает искусственный дефицит, а с ним и рост цен.