
В преддверии майских праздничных выходных на автомобильных пограничных переходах между странами Европейского союза и Беларусью фиксируется огромное скопление грузового транспорта. По данным на 27 апреля в общей сложности в очередях находится более 2 500 фур, направляющихся в сторону ЕС.
Основные причины образования задержек вызваны сразу несколькими факторами:
- Снижение пропускной способности пограничных пунктов. После закрытия 9 из 14 погранпереходов между Беларусью и Латвией, Литвой и Польшей оставшиеся пропускные пункты испытывают чрезмерную нагрузку. Это создало эффект “узкого горлышка”, когда поток грузов сосредоточен на ограниченном числе КПП.
- Неритмичная работа европейских пограничных служб. Белорусская сторона указывает на факты снижения интенсивности работы пограничников со стороны ЕС: отмечаются случаи, когда фактические объёмы оформления в несколько раз ниже минимальных суточных нормативов пропуска. Дополнительно на ситуацию влияет кадровая нехватка и внутренние регламенты стран ЕС по проверке грузов.
- Рост объёмов логистических операций перед праздниками. Транспортные компании и грузоотправители стремятся завершить поставки до начала длительных выходных в России и странах ЕАЭС, чтобы избежать простоев в период ограниченного графика работы таможенных органов.
- Ужесточение таможенного и ветеринарного контроля. На ряде КПП зафиксировано увеличение числа проверок, что связано с требованиями Евросоюза по усилению санитарного и фитосанитарного надзора на внешних границах Союза.
Также местные СМИ сообщают, что на некоторых участках ожидание пересечения границы достигает рекордных показателей: например, на пограничном переходе “Каменный Лог – Мядининкай” многие водители провели в очереди 66 часов в период с 24 по 26 апреля. Это наглядно демонстрирует критическое перенапряжение инфраструктуры и снижение пропускной способности на данном направлении.
Динамика очередей грузового транспорта на границе ЕС и Беларуси с 25 по 27 апреля:
Латвия
ПП “Григоровщина – Патерниеки”
- 25 апреля: 420 фур, пропущено 70 (норма — 200)
- 26 апреля: 400 фур, пропущено 80
- 27 апреля: 390 фур, пропущено 60
Литва
ПП “Каменный Лог – Мядининкай”
- 25 апреля: 400 фур, пропущено 82 (норма — 500)
- 26 апреля: 430 фур, пропущено 95
- 27 апреля: 450 фур, пропущено 88
ПП “Бенякони – Шальчининкай”
- 25 апреля: 460 фур, пропущено 76 (норма — 250)
- 26 апреля: 470 фур, пропущено 73
- 27 апреля: 490 фур, пропущено 77
Польша
ПП “Козловичи – Кукурыки”
- 25 апреля: 740 фур, пропущено 687 (норма — 1 200)
- 26 апреля: 520 фур, пропущено 390
- 27 апреля: 655 фур, пропущено 466
Учитывая высокую загрузку оставшихся пограничных переходов и неизбежное увеличение транспортного потока в последние дни апреля, можно ожидать дальнейшее ухудшение ситуации на автомобильных маршрутах. Дополнительным негативным фактором станет сокращение рабочих часов и выходные дни российских таможенных органов в период праздников, что повлечёт увеличение сроков оформления грузов внутри страны.
***
В целях минимизации логистических рисков и избежания простоев, ПВ Бридж рекомендует рассмотреть альтернативные каналы доставки: морские маршруты через порты Балтийского моря, железнодорожный транспорт или авиационные перевозки.
Команда компании ПВ Бридж отслеживает ситуацию в режиме реального времени и готова предложить своим клиентам наиболее эффективные решения по доставке грузов из Европы в Россию с учётом текущей загруженности основных маршрутов грузоперевозок.