С каждым днем ситуация на границах России со странами Евросоюза становится все более напряженной, превращаясь в настоящий кризис для логистических компаний и производителей. Задержки и очереди стали неизбежными явлениями, вызывая серьезные потери и неудобства для всех участников логистической цепи.
Финляндия по прежнему держит все свои границы закрытыми. Остаётся по два прямых перехода из стран Европы в Россию в Латвии и Эстонии. Одним из основных каналов доставки грузов из Европы в Россию был транзит, через Беларусь, но и там ситуация на автомобильных пограничных переходах с Литвой, Польшей и Латвией ухудшается с каждым днем. Начиная с 1 марта, Литва закрыла два пункта пропуска на границе с Беларусью, что привело к резкому увеличению очередей грузовых автомобилей на выезде из республики. Сейчас фуры могут пересечь белорусско-литовскую границу только через два пункта пропуска, что существенно замедляет процесс транзита. На данный момент в заторах остается более тысячи грузовиков, а срок ожидания на въезд и выезд составляет 4-5 и около 10 дней соответственно.
Проблемы также затронули белорусско-польскую границу, где очереди на пограничном переходе “Козловичи-Кукурыки” также растут. По словам экспертов, на въезд в Беларусь из Польши можно простоять до 6 дней, что значительно затрудняет транзитные операции и увеличивает расходы на перевозку.
Особенно остро проблема проявляется на белорусско-латвийской границе, где остался только один рабочий грузовой пункт пропуска “Григоровщина – Патерниеки”. Заторы на этом переходе становятся все более массовыми, превышая 500 грузовиков ежедневно. Это создает дополнительные сложности для компаний, осуществляющих поставки через этот маршрут.
Однако, проблемы на границах не ограничиваются только задержками. Ужесточившийся таможенный контроль с литовской стороны, в частности, привел к увеличению времени, необходимого для прохождения грузов через пункты пропуска. Теперь практически все грузы проходят рентгеновский контроль, а при обнаружении подозрительных товаров происходит дополнительная ручная проверка. В случае малейшего подозрения на то, что груз является санкционным, машина без дальнейших объяснений разворачивается. Это существенно замедляет процесс и увеличивает затраты на логистику. Про похожие проблемы сообщают наши водители на польской границе.
По мнению специалистов, увеличение сроков доставки товаров из Европы в Россию на 3-4 дня, а также высокие затраты на изменение маршрутов через другие страны, оставляют компаниям немного вариантов для реагирования на сложившуюся ситуацию, которых, на самом деле не так много, так как альтернативный маршрут доставки грузов через Турцию в разы дороже и длиннее. Поэтому транспортные компании вынуждены продолжать стоять в очередях и лучше, точно, в ближайшее время не станет.
В целом, текущая ситуация на границах России с Евросоюзом создает серьезные проблемы для логистических компаний, производителей и потребителей. Застой и задержки приводят к увеличению затрат, снижению эффективности и потере конкурентоспособности на рынке. Требуется комплексное решение проблемы, которое учитывало бы интересы всех сторон и позволило бы восстановить нормальное функционирование логистических маршрутов между Россией и странами Евросоюза.