
24 февраля Европейский Союз утвердил 16-й пакет антироссийских санкций, который оказал значительное воздействие на три ключевых сектора российской экономики: банковский, промышленный и логистический. Кроме того, новые меры направлены на усиление давления на третьи страны, которые содействуют России в обходе существующих торговых ограничений.
Банковский сектор
Европейский Союз ввёл запрет на транзакции для 13 кредитных и финансовых учреждений, зарегистрированных за пределами Российской Федерации, которые использовали систему SWIFT для передачи финансовых сообщений в адрес банка России.
С 17 марта доступ к системе обмена сообщениями между финансовыми организациями будет прекращён для следующих банков: «Ак Барс», «Уралсиб», «Точка», НР-банк, Росэксимбанк, «Синара», Примсоцбанк, ВВР-банк, «Кубань Кредит», Кузнецкбизнесбанк, Мир Бизнес Банк, а также для РНКО «Платежный конструктор» и НКО «Петербургский расчетный центр». Стоит отметить, что эти учреждения уже не имели возможности использовать SWIFT. Банки-контрагенты отказывались обрабатывать их денежные средства и финансовые сообщения, основываясь на национальной принадлежности банков, что препятствовало проведению полноценный расчётов в ключевых мировых валютах, таких как доллар и евро.
Европа впервые ввела санкции против банков из третьих стран, использующих российскую систему передачи финансовых сообщений (СПФС), так как она была расценена как попытка обойти европейские санкции. Эти меры затронули белорусские банки БелВЭБ и Белгазпромбанк, а также филиал «ВТБ-Шанхай».
Логистический сектор
-
- Морские перевозки
Одним из наиболее значимых нововведений в текущем пакете санкций стало введение ограничений не на отдельные компании, а на конкретные морские порты, такие как Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. Эти меры обусловлены тем, что в указанных портах осуществляется перевалка беспилотников, снарядов и связанных с ними технологий, а также транспортировка нефтегрузов.
В санкционном пакете предусмотрены исключения для зерна и минеральных удобрений. Однако остаётся неясным, как будут регулироваться операции с другими грузами, что вызывает особую обеспокоенность у операторов морских перевозок.
-
-
- Автомобильные перевозки
-
Также были введены новые рестрикции на автомобильные перевозки, в том числе касающиеся транзитных операций. Согласно последним решениям Брюсселя, операторам, зарегистрированным в Европейском Союзе и имеющим более 25% участия российских юридических или физических лиц, запрещено осуществлять перевозки по территории ЕС.
Кроме того, введены запреты на любые изменения в структуре капитала автотранспортных компаний, которые могут привести к увеличению доли участия российских граждан или организаций свыше указанного порога. Эти меры направлены на сокращение влияния России в сфере автомобильных перевозок и защиту интересов европейского рынка.
-
-
-
- Авиационные перевозки
-
-
В связи с использованием аэропортов в военных целях были заблокированы операции с шестью российскими аэропортами: «Внуково», «Жуковский», а также с воздушными гаванями в Казани, Перми, Екатеринбурге и Пскове.
С учётом включения российских морских портов и аэропортов в санкционный список, возможны проблемы с доставкой грузов в Россию. Иностранные банки, логистические и страховые компании могут столкнуться с новыми трудностями при проведении платежей, если в грузосопроводительных документах указаны санкционные пункты назначения или перевалы.
Промышленный сектор
Ожидаемо, в целях снижения зависимости от российских поставок, Европейский союз ввёл дополнительные ограничения на экспорт и транзит через Россию ряда химических веществ, пластмасс и каучука, а также на импорт первичного алюминия.
Давление на третьи страны
Европейский Союз ввёл рестрикции для авиаперевозчиков из третьих стран, которые осуществляют внутренние рейсы по территории России или поставляют российским авиакомпаниям и связанным с ними организациям самолеты и другую авиационную продукцию. Компании, нарушающие эти условия, будут занесены в специальный список, что приведёт к запрету на выполнение рейсов в страны ЕС. Важно отметить, что для авиакомпаний третьих стран, которые просто пролетают над Россией, последствия не предусмотрены.
Под жёсткие экспортные ограничения попали 53 компании, среди которых треть – российские, а остальные расположены в таких странах, как Китай (включая Гонконг), Индия, Казахстан, Сингапур, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан. ЕС обвиняет эти компании в содействии России в обходе торговых ограничений.
***
В свете нового антироссийского пакета санкций, введенного Европейским Союзом, можно констатировать, что Европа продолжает усиливать давление как на Россию, так и на третьи страны. Важно отметить, что на деятельность компании ПВ Бридж эти санкции не окажут значительного влияния. Мы заранее предусмотрели возможные последствия и полностью исключили возможность отслеживания российских пунктов назначения грузов как в финансовых операциях, так и в логистических процессах.
Кроме того, текущая ситуация еще раз подтверждает стабильность наших международных партнерств. Это позволяет нам гибко выбирать наиболее подходящие иностранные представительства для реализации операций по выкупу товаров и организации грузоперевозок, что обеспечивает надежность и эффективность нашей работы.